На платформе Republic вышло новое интервью с Александром Роднянским. Публикуем ответ продюсера трёх картин Андрея Звягинцева на вопрос, можно ли рассматривать состояние современного российского общества как «победу Левиафана»?
⠀
«В каком-то смысле конечно. Это победа мира, в котором государство захватило все и доминирует надо всем. Приоритет государственных интересов над любыми человеческими. И твоя единственная ответственность — это своевременно отдать жизнь этому самому государству на пожирание. Если оно тебе скажет отправится в Украину — отправляйся и погибай. А еще к этому добавит пару смачных выражений какой-нибудь Пригожин и осмысленная жизнь закончится. А если не понимаешь, то на этот случай найдется кувалда…
⠀
…Мне даже кажется больше похожим на нынешнее состояние умов другой фильм, который мы делали с Андреем — это «Елена». Нормальная, обычная женщина убивает собственного мужа, потому что нужно спасти своего мальчика. Он же в армию должен пойти, и нужно купить ему место в институте. И когда она убивает мужа, сын чуть не погибает в какой-то идиотской драке — бессмысленной и беспощадной. В этом во всем есть правда.
⠀
Мне кажется, что Звягинцев вообще очень тонкий, большой русский художник, который, как и все его предшественники, что-то важное чувствует про собственную страну...
⠀
… «Нелюбовь» — это главный диагноз сегодняшней России. Отсутствие эмпатии, сострадания даже к самым близким людям — к ребенку, к жене, к мужу. Такая бесконечная ложь, такое страстное желание комфорта и такая бесконечная безответственность.
⠀
Когда, уничтожив один брак и ввергнув своих близких в бездну чудовищных испытаний, ты снова создаешь семью и плодишь людей, которые точно так же будут несчастны и лишены эмпатии, сострадания, как и ты сам. И мне кажется, что трилогия Звягинцева («Нелюбовь», «Левиафан» и «Елена») очень многое объяснила о внутреннем состоянии российского общества, которое в том числе и стало причиной нынешней войны».